Библиотека

Из воспоминаний журналиста Игоря Симонова

Posted in Библиотека

Хабаровчанин Игорь Симонов, член художественного совета "Берингии", автор более 40 книг и многочисленных фотовыставок и занимающийся сейчас объединением в единый союз журналистов на Дальнем Востоке, вспоминает:

"В работе фотостудии участвовали

оленевод Николай Вэкет, сын главного зоотехника из Конергино, ставший ныне известным в округе и за рубежом кинорежиссёром-документалистом,

активный пропагандист становления подъёма чукотского оленеводства на современный уровень Владимир Пуя.

Действовала и  работает сегодня детская фотостудия "Ракчу" (Ракурсы Чукотки). Её участник  Евгений Честнейший был награжден медалью ВДНХ.

На международном фотоконкурсе в городе Краснодар берингийская фотоколлекция получила своеобразную третью премию - путевку в один из санаториев Краснодарского края.

Активный берингиец Константин Лемешев  был делегатом на учредительном съезде Союза фотохудожников России.

В «Берингии» проводили мастер-классы Владимир Семин,  Евгений Раскопов, кинорежиссер Владимир Эрвайс, путешественник Павел Конюхов, фотокорр ТАСС Игорь Вайнштейн и другие известные фотомастера страны"

Сейчас в Хабаровске проходит фотовыставка, посвященная 70- летию Дня Победы.

День Победы

 

Справка об НФС

Автор: Николай Николаевич Бобров. Posted in Библиотека

НФС – расшифровывается  просто: народная фотостудия. Секрет в прилагательном. Эпитет «народная» - это статус.

Народными коллективами в СССР становились кружки, любительские клубы, сельские танцевальные ансамбли или самодеятельные театральные студии, достигнувшие значительных успехов, которые подтвердили, что они жизнеустойчивы, вносят определённую лепту в развитие, к примеру, общественной, культурной жизни области, района, города, посёлка.

За пару месяцев или даже год-два такого уровня  не достигнешь. Звание присваивалось по линии Министерства культуры. Оно через местные органы власти поддерживало работоспособные коллективы, включало в свой бюджет. Любителям давалось нужное оборудование, выделялись штатные единицы. При возможности предоставлялось бесплатное помещение с оплатой всех коммунальных услуг.

Фотостудия – в данном случае, кружок, собрание любителей- фотографов.

В 70-80 годы подобные образования  существовали по всей стране. Самодеятельные фотоклубы, народные фотостудии обменивались своими работами. Их коллекции кочевали друг к другу, из города в город. В клубы ездили лучшие фотомастера Советского Союза, обучая любителей мастерству на специальных семинарах. Замечу, кстати, «Берингия» в Эгвекиноте – центре Иультинского района Чукотского автономного округа - оказалась самой дальней народной фотостудией страны.

Теперь о термине Берингия. Сегодня он распространен на нашем Северо-Востоке. 30 лет назад его знали главным образом специалисты. Они под этим названием имели ввиду близкую по своей геологической структуре часть земной коры с похожими условиями жизни, включающую Чукотку, Аляску, разделяющий их Берингов пролив и некоторые территории близлежащих морей. Слева одна из берингийских схем, взятая из интернета.

Так вот, в 1980 году уже существовала народная фотостудия «Магадан».  Там собрались фотографы, зачастую очень талантливые специалисты своего дела (главным образом работающие в местных СМИ) и новички-любители. В октябре того года  областной отдел культуры и руководитель НФС «Магадан» Василий Николаевич Шумков организовали на этой базе широкий семинар для фотографов Колымы и Чукотки.

Из Эгвекинота, по предложению руководителя  районного отдела культуры З.И. Важениной, на семинар отправили меня, публиковавшегося к тому времени в местной, окружной и центральной печати. Анадырское телевидение, например, едва ли не ежедневно использовало мои фотографии. Не чуралась их и главная газета СССР –«Правда».

Семинаристы занимались месяц, учили теорию фотодела, делились между собой опытом, встречались с фотокорреспондентами, журналистами, писателями, художниками, вообще, с интересными людьми города, заезжими и специально приглашенными из Москвы специалистами.

 

Полный впечатлений и благодарный от подаренной мне командировки, от «школы», в которой, понял, нуждался все последние годы, вернувшись в Эгвекинот , я решил попытаться тоже создать в нашем посёлке студию, подобную магаданской. Встретился со знакомыми фотолюбителями, поговорил с заинтересованными людьми, попросил директора районного Дома Культпросветработы (РДК, попросту – Дома культуры) Нину Захаровну Яткаркину приютить согласившихся прийти на первое собрание.

 

 

Вечером 20 ноября 1980 года в её кабинете появилось человек десять. А вскоре геологи Петр Ваганов, Станислав Амитиров, сотрудники аэропорта Залив Креста Геннадий Коваленко, Геннадий Худолеев, энергетики Николай Вьюнов, Евгений Ветчинин, архитектор Валентина Щукина стали опорой нашего коллектива. Его единодушно назвали «Берингия», поскольку многие имели возможность фотографировать по всей Чукотке, а иные мечтали поснимать и дальше, на Аляске.

Первую фотовыставку мы успели организовать в РДК уже к Новому году. На неё притащили свои любимые, дорогие сердцу снимки. Отбросили только уж совсем бракованные. Организационных хлопот было много, но старались все. После же каникул уже серьёзно обсудили получившуюся экспозицию. Оказалось, всем  нужно многому учиться. Лишь пара человек знали о «золотой середине», почти никто понятия не имел, как и почему так строится перспектива в русских иконах. А сколько узнали потом «секретов» фотохимии, фотопечати и т.п. вещей!

 

С начала занятий наметили цель: стать народным коллективом, получить своё помещение, оборудование, создать уютное место встреч. Для этого нужно было очень много работать, т.е. выставляться и выставляться в районе, посылать снимки в областной центр и, конечно, участвовать в выставках, организуемых по стране.

Подчеркну, почти все люди трудились на производстве. Фотографией занимались в своё свободное время.. И всё же вторая выставка (кажется, к очередному съезду партии - тогда СССР жил такими «знаменательными» событиями) появилась в феврале 1981 года, Потом были экспозиции к 8 марта, 1 мая и т.д. и т.п.

 

Авторитет у районных властей мы завоевали. Председатель Исполнительного комитета Иультинского районного Совета Базик Магомедович Добриев волевым решением выделил нам подвальное помещение в только что построенной панельной пятиэтажке «Арктика». Там создали гостиную, съёмочный павильон, лабораторию для проявки фотоплёнок, лабораторию для печати снимков. Даже туалет, простите за подробность, совместили с душем, понимая, что в клубе могут заночевать гости, командировочные.

 

Словом, работа закипела. Собрали фотобиблиотеку, нужное оборудование. Дом культуры предоставил телевизор, музыкальную технику, немного мебели.Очень много помогали материалами предприятия района.

Теперь и у нас тоже стали появляться художники, музыканты, именитые заезжие гости, включая известных фотомастеров Союза. Учёба шла. К тому же районный отдел культуры возглавил заядлый фотолюбитель из Магадана Игорь Александрович Симонов. Он оказал неоценимую помощь в организации и практике учебного процесса.

В июле 1982 года на нашей базе областной Комитет культуры и НФС «Магадан» провёл семинар селькоров Колымы и Чукотки. А летом 1983 года мне пришлось случайно исполнять обязанности директора районного Дома пионеров и школьников. Мало того, оказалось, я должен был провести частичный ремонт этого бывшего школьного здания. Провёл. У эгвекинотских ребят и воспитанников местной школы-интерната появились радиокабинет, неплохая балетная студия, другие специализированные кабинеты и моя гордость - детская фотостудия РакЧу («Ракурсы Чукотки»). Здесь тоже были павильон для съёмок и занятий, три (!) лаборатории для проявки, печати, изготовления выставочных фотографий. Ребята из «Ракчу» стали посещать еженедельные заседания берингийцев. В берингийском Журнале регистрации гостей зафиксировано несколько сотен фамилий, среди которых немало школьников, воспитанников местной школы-интерната.

«Берингия» стала народной фотостудией (НФС). В 1985 году мы отметили пятилетие своего существования. За этот период у берингийцев появилось много интересных работ. Фотографии берингийцев публиковались в центральной печати и за рубежом. Член "Берингии" Игорь Симонов сегодня один из ведущих фотомастеров Дальнего Востока. Константин Лемешев, юношей пришедший в студию, ныне известный фотохудожник Чукотки, очень много выставляется, его работы экспонируются в музеях Анадыря, Эгвекинота, публикуются в книгах.

 

К сожалению, во времена перестройки НФС "Берингия" расформировали, передав имущество и архив в местный краеведческий музей. Но любопытно, воспоминания его участников, воспитанников  можно увидеть и сегодня, 20 лет спустя, на общем эгвекинотском форуме ЗАЛИВ КРЕСТА

"Кто знает, что там стало с фотостудией "Берингия"? - эта тема на упомянутом появилась форуме в 2004 году.  там и возникла идея  создания собственного сайта НФС "Берингия".

Теперь мечта реализовалась. Сайт НФС "Берингия" создала крёстная моей дочки Тамара Пономарёва. Думаю, на нём смогут показать свои работы все желающие.

База  сайта образована на моём фотоархиве. Его я начал создавать, будучи собкором окружной  газеты «Советская Чукотка». Теперь в нём почти полторы сотни коробок с десятками пакетов, содержащих по 20-25 кадров на негативной плёнке. На пакетах нередко  подробно описан отснятый материал. ( Не говорю о содержании записных книжек, которые ждут своего времени). Наименования коробок отражают экономическую, политическую, культурную жизнь преимущественно Иультинского района ЧАО, мою биографию. Каталог коробок с негативами включает более 74000 кадров и повешен на этом сайте. Для ясности, отдельно приведен список коробок.

Около половины негативов я оцифровал. К сожалению, не сразу догадался каждому кадру (файлу) присвоить свой номер. Жизнь подсказала, как удобнее  это сделать.

К примеру, код файла      ВОСТ85 23.07-157-2453 Дроздов А бульдозерист означает: негатив находится в 1) коробке, подписанной " ВОСТОЧНЫЙ". В ней хранятся результаты съёмок на этом  прииске. 2) Дата съёмки 1985 год, 23 июля, 3) в пакете 157, 4)номер кадра 2453.

Таким образом, в названии файла закодирована вся архивная информация: Место , дата съёмки, где. в каком контейнере, в каком пакете хранится нужный кадр, какой номер кадра. И, конечно, дано краткое содержание кадра. Полное описание имеется либо на пакете, либо в описи (каталоге) негативов, в записной книжке автора.

Добавлю: КОЛЛЕГАМ ВЕСЬМА НРАВИТСЯ ТАКОЙ ПОРЯДОК И СОЖАЛЕЮТ, ЧТО НЕ ЗАВЕЛИ ПОДОБНЫЙ ПОРЯДОК В СВОЁМ АРХИВЕ! Потому советую приглядеться к нему и завести нечто подобное у себя. Со временем каждый или почти каждый ваш  кадр становится ДОКУМЕНТОМ. От объёма сканированного материала (с размером файла даже в 300 пикселей) мой компьютер возмутился. Пришлось скопировать все сканированные кадры на диски СD-R. Получилась первая партия базовых первичных файлов с негативов, закодированных по своим коробкам.

Затем файлы первой партии дисков CD-R систематизировал на таких же носителях по самостоятельным темам. Сложилась вторая - тематическая - подборка базовых дисков CD-R.

 

В целях сохранения всего материала суммировал его на DVD. Так образовалась третья группа дисков DVD. Перечни всех трёх партий дисков будут повешены в библиотеке сайта.

 

Наконец, ещё застраховался складированием сделанного  (это фактически четвёртая копия всех негативов) на внешний жёсткий диск Transcend ёмкостью около 1000 ГБ. В нём хранится пока всё наработанное на компьютере с 2003 года.

В заключение замечу, абсолютное большинство - около 90% негативов = фактически брак. Спасал их черно-белое содержание сканированием в цвете и фотошопом. Так получились картинки жизни Чукотки во многих её сферах. Они ценны не художественностью, а моментом съёмки, фактом. Начало строительства Билибинской атомки, разнообразные стадии корализации и забоя оленей, детали добычи золота, отдельные нюансы из быта тундровиков, районные хоровые праздники и т.п. вкупе с записями о содержании отснятого материала на пакетах с негативами дают представление о социальной жизни Северо-Востока СССР за 1970-1987 годы. Это не художественная фотография – это фактография. Извините. Уж какая есть.

Судите сами.

Николай Бобров

Санкт-Петербург

3 мая 2011 года     Внимание!!!  К декабрю с.г. обнаружилось распадение файлов, созданных при любительском сканировании  негативов  в 2004-5 годах. Некоторые копии их остаются пока целыми. Кстати, сканирование в цвете черно-белых негативов кажется способствует их  более долгой сохранности.

Comments:

Народная фотостудия "Берингия"

Posted in Библиотека

Народная фотостудия "Берингия" в форме кружка родилась 20 ноября 1980 года.

Первый организатор и руководитель "Берингии" - Николай Николаевич Бобров.

В декабре того же года организована первая фотовыставка. Все кружковцы принесли для экспозиции свои лучшие работы, по их мнению. Когда же

прошло обсуждение работ, выяснилось, что это далеко не так. Все нужно было учиться и работать над техникой и тематикой сьемок. Поэтому к

февралю 1981 года кружок оформился в самодеятельную студию "Берингия". Вторая выставка этого года была уже более серьезной, районного

масштаба. Берингийцы набирались опыта и часто устраивали выставки. Они участвовали в экспозициях областного масштаба, посылали снимки в Москву,

другие города СССР и за рубеж. За активное участие в фотожизни СССР и в Магаданской области, за массовость движения ей в 1982 году присвоено звание Народная фотостудия "Берингия".

Райисполком предоставил помещение из четырёх подвальных комнат, область выделила две штатные единицы и организовала серьёзную материальную

поддержку через районный отдел культуры и Дом политпросвещения Иультинского района (попросту Дом культуры = РДК).

В Доме пионеров и школьников в ходе частичного капитального ремонта здания бывшей школы под руководством Боброва было создано отличное

помещение для детской фотостудии из четырех комнат - павильон съёмок, негативная проявка, печать фотографий и мастерская для выставочных

работ.

И тогда же появилось название детской фотостудии - "РАКЧУ" (от "Ракурсы Чукотки"). Эта фотостудия существует и по сей день.

В 1985 году коллектив "Берингии" отметил первое пятилетие своего существования. За этот период появилось много интересных фотографий.

Некоторые из них представлены на этом сайте. Работы берингийцев публиковались в центральной печати и за рубежом. Член "Берингии" Игорь

Симонов сегодня один из ведущих фотомастеров Дальнего Востока. В сентябре 1986 года Бобров Н. Н., уезжая на материк, передал бразды

правления Лемешеву Константину, ставшему ныне известным фотохудожником Чукотки. В годы перестройки фотостудия "Берингия" была расформирована, её

имущество и материалы переданы в краеведческий музей Эгвекинота. Но остались воспоминания ее участников и, конечно, фотографии тех лет.

Сегодня о "Берингии" вспоминают по-доброму многие ее участники-студийцы. Они пишут о ней на эгвекинотском форуме "Залив Креста"

http://forum.egvekinot.ru/viewtopic.php?t=97

На этом сайте Вы сможете найти множество фотографий Николая Николаевича Боброва и других участников фотостудии "Берингия", прочитать статьи о

жизни, фотографиях и о Берингии. Да, да! Была такая страна - Берингия. Она ушла под воду много лет назад.

Comments:

Фотография для человека

Posted in Библиотека

Фотография - насколько важна она для человека?

Суббота, 22 Января 2011 г.

Алексей Шотов

(Фото: William Perugini, Shutterstock)

Фотография – очень важное изобретение человечества, в которое вложили труд многие ученые из разных стран мира.

В настоящее время фотография широко применяется в различных сферах человеческой деятельности.

В науке она, например, давно стала самостоятельным методом исследования и помогает проникнуть не только в мир видимый, но и в глубины микро- и макрокосмоса. А вместе с техникой телевидения космическая фотография превратилась в могучее средство человеческого познания, поэтому съемки поверхности Земли, осуществляемые искусственными спутниками, дают важную информацию для развития современных наук и отраслей народного хозяйства многих стран мира.

Фотография – это еще и язык визуальной информации, который надежно служит человечеству на протяжении нескольких столетий.

Мы уже не представляем себе книг, газет и журналов без фотографий. Прочное место заняли они и на стендах в выставочных залах и музеях.

Профессия фотографа стала такой же самостоятельной, как и специальность журналиста, корреспондента. И зрительную информацию мы ценим не меньше, чем текстовую.

Изобретение фотографии способствовало и возникновению нового вида изобразительного искусства – творческой фотографии, прошедшей сложный путь развития.

Среди традиционных и современных видов искусства творческая фотография нашла свое достойное место. И сейчас фотографы продолжают нести людям радость от общения с миром, дарить истинное наслаждение от встречи с прекрасным.

Кстати, о фотографах. В конце XIX века их можно было узнать издалека. Они всегда ходили с треногами, на которых крепились фотоаппараты, и большим куском черной материи, которым они укрывались во время съемки. В то время процесс проявления фотопленки и печатания фотографий был очень сложным, поэтому занятие фотографией не был массовым.

Сейчас дело обстоит иначе. Увлечение фотографией стало особой приметой времени. Этим занимаются люди разных возрастов и разных профессий. Правда, пленки уже самостоятельно не проявляют, и даже фотографий не печатают. Делают это в специальных мастерских.

На современных фотографиях можно наблюдать настоящий фейерверк красок. Причем разнообразие тонов и цветов не вызывает раздражения, а наоборот – приятно ласкает глаз.

Однако так было не всегда. Еще несколько десятков лет тому назад мы могли любоваться только черно-белыми снимками. Во многих семьях их хранят до сих пор в старых альбомах.

Листая такой альбом, мы всегда чувствуем волнение, потому что прикасаемся к прошлому: своей семьи, своего города и даже своей страны. Иногда маленькая, пожелтевшая от времени фотография может рассказать больше, чем несколько страниц в учебнике истории. А может и растрогать до глубины души сильнее, чем самый сентиментальный роман.

Во многих семьях альбомы со старыми фотографиями бережно хранятся, и только самым близким друзьям и особенно дорогим гостям позволяют прикоснуться к его тайнам.

И все-таки во время массового увлечения фотографией профессиональные фотографы не остаются без работы. Их услугами продолжают пользоваться редакции газет и журналов, рекламные агентства, Дворцы бракосочетания и т.д.
А это потому, что их профессиональное мастерство часто переходит в полет творческой фантазии.

http://vsiaco.org.ua/post148439968/

 


Дети на д...
Дети на д...
Бригадир ...
Бригадир ...
Гостья
Гостья
Ясли в Ам...
Ясли в Ам...
Наталья И...
Наталья И...
Писатели ...
Писатели ...
Константи...
Константи...
173-2302л...
173-2302л...
Синий, кр...
Синий, кр...